Наш
Чуковский. Сценарий литературного праздника для детей старшего дошкольного
возраста.
Оформление зала и сценические декорации
Зал, где предстоит проводить праздник, оформлен рисунками детей к стихам и
сказкам К.И. Чуковского. На видном месте размещен портрет
К.И. Чуковского. В центре – чудо-дерево
(на разноцветных лентах висят колокольчики разного размера), на заднике
– изображения героев из сказок К.И. Чуковского Пальмы, Бармалей; дерево, Доктор
Айболит; сверчки, цветы, грибы и т.д.). На сцене — декорация двух «уголков»:
уголок Мухи-цокотухи, стол с большим телефоном. В уголке Мухи-цокотухи стоит стол, накрытый нарядной скатертью. На
столе стоит посуда: чашки, заварной чайник, самовар, банки с надписью «Мед»,
«Варенье».
Действующие лица спектакля:
Первый ведущий.
Второй ведущий.
Дети – чтецы и актеры в костюмах ( Муха-Цокотуха, Слон, Крокодил, Заяц,
Мартышка, Разбойник)
Персонажи: Крокодил, Бармалей, Чуковский – роли исполняют воспитатели групп,
специалисты)
Пролог
Звучит музыка. На сцене появляются двое ведущих. Ведущие выносят огромную «книгу» сказок Чуковского, на обложке
которой написано: «Сказки дедушки Корнея». Они устанавливают книгу в виде ширмы
на сцене.
Первый ведущий:
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Второй ведущий:
И сказки дедушки Корнея
Ребята любят с ранних лет.
Герои дедушки Корнея
Ребятам нашим шлют привет (показывает рукой на нарисованных героев сказок).
Первый ведущий: Вы ведь, ребята, тоже любите сказки?
Дети: Да!
Второй ведущий: И сказки дедушки Корнея хорошо знаете?
Дети: Да!
Первый ведущий: Что ж! У нас есть замечательная возможность это
проверить. Ведь для этого вы сюда и пришли?
Дети: Да!
Первый ведущий: Книжки Корнея
Чуковского любят и взрослые и дети.
Второй ведущий:
Мы знакомые страницы
Вместе с вами пролистаем.
Первый ведущий:
Мы знакомые страницы
Вместе с вами прочитаем.
Второй ведущий:
Не боимся приключений,
Радость встречи в нашем сердце.
Оба ведущих (вместе):
В мир чудес и превращений
Нам послужит книга дверцей.
Звучит загадочная музыка. Ведущие
медленно открывают книгу и делают детям знак подождать.
Картина
первая (участвуют дети 7 группы,
подготовит.)
Звучит музыка Я.Вайсбурда из
спектакля «Слоненок» — «Африка». Взявшись за руки, выходят Таня и Ваня, герои
сказки «Бармалей». У Тани в свободной
руке крупный круглый фрукт.
Ваня:
Вдоль по Африке гуляем,
Фиги-финики срываем, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Таня:
Оседлали носорога,
Покаталися немного, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Ваня:
Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Устанавливают плакат на сцене.
Ваня: Ребята, вы нас узнали? Из какой сказки мы к вам пришли? Как нас
зовут? (Дети отвечают.)
Таня: Точно! Я — Таня. А это — Ваня. И нам очень весело. Ваня! Лови!
Начинают кидаться фруктом. В конце концов фрукт попадает Ване в лоб.
Ваня (хватаясь за больное место): Ой! Больно! (Начинает
всхлипывать.)
Таня: Ну, вот! Доигрались! (Гладит Ваню, с опаской оглядываясь по
сторонам.) Тише, тише! Нас услышат. Прибегут и съедят. (Ваня плачет еще
громче.)
Таня: Говорили нам: не ходите, дети, в Африку гулять! А почему?
Забыла!
Ваня (всхлипывая, кивает в сторону детей): Почему? Почему? У
них спроси!
Таня: Дети, вы помните, почему нельзя без разрешения гулять по
Африке?
Ведущий предлагает кому-нибудь из детей подсказать Тане с Ваней ответ.
Ребенок из зала:
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы.
Другой ребенок:
Будут вас кусать,
Бить и обижать.
Ведущий делает знак залу. Выбегает ребенок в костюме разбойника поет:
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите, дети, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие, злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать…
Не ходите дети в Африку гулять.
Все дети:
Не ходите, дети, в Африку гулять!
Первый ведущий: Узнали, из какой
сказки приходили к нам герои?
Ребенок из зала: Эта сказка
«Крокодил».
Ваня: А вот и нет!
Ребенок из зала: «Это сказка
«Бармалей».
Первый ведущий: Правильно
«Бармалей»! Но и сказка «Крокодил» тоже есть у Корнея Чуковского.
Второй ведущий: Эту сказку Корней Иванович сочинил для своего
больного сынишки. Ехали они ночью в поезде; мальчик капризничал и плакал от
боли. Чтобы немного его развлечь, Корней Иванович под стук колес поезда начал
рассказывать:
«Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил...»
Сыночек угомонился и тихо заснул, но, когда проснулся, сразу же потребовал
рассказать ему вчерашнюю сказку. Корней Иванович попробовал вспомнить слова, но
почти все забыл. Зато малыш историю про крокодила очень хорошо запомнил и
попросил продолжить полюбившуюся сказку. Пришлось Корнею Ивановичу сочинить
книжку «Крокодил». ( Появляется
Крокодил).
Первый ведущий: И крокодил в этой сказке был добрым.
Крокодил: Да, я – добрый!
Таня и Ваня: Ура! Значит, вы нас не съедите?
Крокодил: Значит, не съем. Но вы должны вспомнить все сказки дедушки
Корнея, в которых встречаются крокодилы.
Таня: Ребята! Давайте вместе вспоминать!
Ваня: Помогайте нам.
Дети вместе с ведущими и Крокодилом
вспоминают слова сказок, где встречается Крокодил. Ведущие и Крокодил
поочередно зачитывают строчки из сказок.
1) В «Тараканище»:
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
2) В «Путанице»:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
3) В «Мойдодыре»:
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
4) В «Краденом солнце»:
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
5) В «Телефоне»:
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше».
7) В «Бармалее»:
Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»
Крокодил: Видите, как дедушка Корней любил крокодилов! Они были его любимыми
животными!
Первый ведущий: Я подумала и решила, что тоже буду любить крокодилов. (Крокодил и Таня
удивленно на него смотрят.) А что вы удивляетесь? Забыли, как Крокодил вас
от Бармалея спас?
Таня: Точно!
Ведущий делает знак детям в зале, и они вместе читают знакомые строчки.
Дети (вместе с ведущими):
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!
Второй ведущий: Вот, как
все хорошо закончилось!
Картина вторая
Звучит музыка С.Прокофьева из симфонической сказки для детей «Петя и
волк» — первый выход. Появляется Бармалей. За поясом у него пистолет и кривой
нож. Он плачет и рыдает.
Бармалей (заламывая руки, поминутно сморкаясь и вытирая платком
глаза):
О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!
(Вынимает и швыряет на пол сначала пистолет, потом нож. Закрывает лицо
обеими руками.)
Первый ведущий: А по-вашему,
ребята, нам нужно пожалеть Бармалея?
Дети из зала: Да!
Второй ведущий:
Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Бармалей (перестает сморкаться, смотрит в зал и клянется):
Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
А еще я с ними поиграю! И стихи с детьми я почитаю. (Дети 6, ст. группы под хоровое чтение
стихотворения «Скрюченная песенка» изображают героев).
СКРЮЧЕННАЯ ПЕСНЯ
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
Первый ведущий: А еще наши дети подготовили стихи,
переведенные К.И. Чуковским с английского языка. Хочешь, Бармалей, послушать?
Бармалей: Очень хочу.
Затем, дети разных групп по приглашению ведущих поднимаются на
сцену и читают небольшие стихи Корнея Чуковского – переводы с англ.)
Наши-то портные
Храбрые какие:
Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!
А как вышли за калитку
Да увидели улитку -
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
»У меня живот болит!»
КОТАУСИ И МАУСИ
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
»Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
»Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.
КУРИЦА
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споет.
ДЖЕННИ
Дженни туфлю потеряла,
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол.
Бармалей: Ой, спасибо, малыши!
Все стихи так хороши! Больше злым не буду я! Обещаю вам, друзья! (Уходит)
Картина третья
Первый ведущий: Ну, вот, кажется, Бармалей исправился и нам можно его
не бояться. Можно поиграть и поулыбаться. Вставайте у стульчиков. ( Игра
«Великан»).
Второй ведущий:
Великан.
Утром великан проснулся, (трут глаза
руками)
Потянулся, повернулся. (Потягиваются и
поворачивают голову из стороны в сторону)
И пошел на день рожденья, (маршируют на месте, высоко поднимая ноги в
коленях)
Чтоб попробовать варенье. (Имитируют
движение: открыть банку)
Съел варенье, облизнулся, (имитируют процесс поедания варенье,
облизываются)
Сел на стул и улыбнулся. (Садятся на стул и широко улыбаются)
После « динамической минутки» ведущие присаживаются за столик с телефоном. Расслабляются. Подкладывают руку
под щеку, прикрывают глаза. Неожиданно раздается громкий и резкий телефонный
звонок. Ведущие вскакивают со стульев и отходят в сторону. На сцену торопливо
выходит взрослый в костюме Чуковского. Подходит к телефону. (Идет сцена из
сказки «Телефон» в исполнении детей 2 группы)
Чуковский:
У меня зазвонил телефон.
(Снимает трубку.)
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо? Шоколада? (и т. д. по тексту, включая слова «пришлите, пожалуйста,
книжки).
Чуковский: И такая дребедень
целый день! А вот могут ли ребятки отгадать мои загадки?
Первый ведущий: А много ль загадок нам нужно отгадать? У
дедушки Корнея их ровным счетом пять!
Чуковский: Да, нужно вам, ребята,
загадки отгадать!
Чуковский и дети по очереди загадывают
ребятам загадки.
Всех на свете он добрее,
Лечит птичек и зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Кто же это?
Отгадка: Айболит.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Отгадка: Зеркало.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
Отгадка: Сосулька.
Он зверей больших пугал,
Их детишек обижал.
Покорились звери усатому.
Чтоб ему провалиться проклятому
Отгадка: Таракан.
Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: «у-у!»
Отгадка: Эхо.
Опять раздается звонок телефона.
Чуковский (снимает трубку с телефона). Дети мне позвонил доктор Айболит и спрашивает,
выполняете ли вы правила гигиены?
Дети: Да!
1 ведущий: По утрам умываетесь?
Дети: Да!
2 ведущий: Зубы чистите?
Дети: Да!
1 ведущий: Причесываетесь?
Дети: Да!
Чуковский: Если вы все делаете правильно, то сможете хором закончить
строки из моей сказки. (Читает, дети завершают строки).
Да здравствует мыло … (душистое),
И полотенце ... (пушистое),
И зубной … (порошок),
И густой … (гребешок).
Давайте же мыться,..( плескаться),
Купаться, нырять … (кувыркаться)
В ушате, в корыте,.. (в лохани),
В реке, в ручейке … (в океане).
И в бане,… (и в ванне),
Всегда и везде
Вечная … (слава воде)!
Картина четвертая.
Первый ведущий: Как
хорошо заканчиваются все сказки Дедушки Корнея! Всем становится радостно,
Звери, птицы поют и танцуют. Давайте и мы тоже потанцуем под веселую музыку
вместе с героями сказок К.И.Чуковского.
Герои сказок Чуковского приглашают
детей потанцевать в парах. Под веселую музыку все танцуют. Затем
появляются ведущие. В руках у них та же книга, что и вначале.
Первый ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Корнея
Чуковского.
Второй ведущий: А вместе с ним — и наш праздник.
Первый ведущий: Давайте
попрощаемся! (Раздается музыка, появляется Муха-Цокотуха с корзинкой, в которой
лежат конфеты и печенье в мешочках для каждой возрастной группы).
Второй ведущий: Муха, Муха,
цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Муха: Я купила угощенье. И
конфеты, и печенье! Всех детей я угощаю. Вот вам угощенье к чаю! (Муха вручает детям гостинцы. Все
расходятся.) |