Детский дом №3
Вторник, 03.12.2024, 14:19
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация психологов

Технология  педагогического  общения

Детство – не подготовка к жизни,

а сама жизнь, и ребенок –

не будущий человек, а просто человек,

бладающий свободой быть и стать,

 человек, за которого и перед которым

 мы ответственны.

                                                                                    Франсуаза Дальто.                    

 

        Изучение проблемы педагогического общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования дошкольного воспитания приобретает особую актуальность. Проблема «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом американским психологом  К. Левиным.

        Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приёмы воспитательного воздействия, так и отношения педагога к детям.

       Н.Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

       Дистанционная позиция – определение расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».

       Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко»,  - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Дистанция  «рядом» предполагает уважительное отношение  к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

       Уровневая позиция – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанника в их взаимодействие, т.е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»: «на», «под», «на равнее». Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, т.к. «он мал, не опытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка. Педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание Человека в ребенке и педагоге, при этом характерно взаимное уважение. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над».

   Кинетическая позиция - предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели «впереди», «сзади», «вместе».

      Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т.е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместного действия для достижения общей цели. В главном  - педагог « впереди», в мелочах «сзади», в целом – «вместе».

      На современном этапе возрастают требования к педагогу и его «коммуникативной культуре». Для воспитателя легче общаться с детьми, а выступление на педагогическом совещании, семинарах вызывают трудности. Часто наблюдается эмоциональная скованность, волнение. Поэтому педагогу необходимо развивать коммуникативные способности через круглые столы, практические семинары, на которых обсуждаются вопросы:

-Как можно поправить отношения, если они зашли в тупик?

-Как построить нормальные отношения с ребёнком?

-Как заставить его слушаться?

        На эти  «вечные» вопросы даёт ответ практическая психология.

        «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети,

Так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений взрослого и ребёнка. Стиль общения, который лежит в основе нашей беседы гуманистический. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в общении с детьми. Гуманизм воспитания основан, прежде всего, на понимании ребенка -  его нужд и потребностей, на знании закономерностей и развитии его личностей.

    Что же мешает правильному пониманию ребенка, правильному стилю общения педагога?

  1. Приказы, команды.

       «Сейчас же перестань!», «Убери», «Быстро в кровать!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышала».

  В этих категоричных фразах ребёнок слышит нежелание  взрослых вникнуть в его проблему. Такие слова вызывают чувство бесправия, неуважения к  самостоятельности ребёнка.

     2. Предупреждения, предостережения, угрозы.

      «Если ты не прекратишь плакать….», «Смотри, как бы не стало хуже», «Ещё раз это повториться….».  Угрозы бессмысленны, если у ребёнка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.

       Угрозы и предупреждения плохи ещё и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые взрослые от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слов, от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестким.

      3.Мораль, нравоучение, проповеди.

       «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового, ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, а чаще скуку.

      Дело в том, что моральные устои воспитываются в детях ни столько словами, сколько окружающей средой, подражанием взрослым.


 

 

 

 

 

 

 

 


      Если же ребенок нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то так же в группе или похожим образом.

Если эта причина отпадает, то скорее всего ребенок выходит «за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального благополучия.

       Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения.


Совсем нет. Однако делать это необходимо в спокойные минуты, а некогда разгорается конфликт. В последнем случае это только подливает масло в огонь.


 4. Советы, готовые решения.

       «Я бы на твоем месте дал сдачи»,  «По - моему нужно подойти извиниться», «А ты возьми и скажи», «Почему бы тебе не попробовать».

         Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Часто приводим в пример себя: «Когда, я была маленькая…». Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они восстают: «Ты так думаешь, а я по другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!». Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. Такая позиция взрослых – «Свысока» раздражает детей, а главное не оставляет у них желания рассказывать больше о своей проблеме. Детям – надо самим принять решение, а взрослым подвести детей к решению. Это путь к развитию самостоятельности!

5. Нотации, «Лекции».

 «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки»,  «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»,  «Сколько раз тебе говорила!»

Не послушалась – пеняй на себя».   На нотации дети не обращают внимания, в лучшем случае, они перестают нас слышать, возникает то, что называют «Психологическая глухота».

6. Критика, выговоры, обвинения.

«Опять всё сделал не так», «Всё из - за тебя», «Вечно ты так». Вы наверно согласны с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы  сыграть не могут. Они вызывают у детей активную защиту: ответное нападение, озлобление, уныние, подавленность. В этом случае у ребёнка формируется низкая самооценка.  Он начинает думать, что он и в самом деле плохой, что он неудачник. А это порождает новые проблемы.

         7. Похвала.

         Хвалить так же, как и ругать, нужно не самого ребёнка, а его поступок, т.е. совершённое действие. «Молодец», «Ну ты просто гений», «Ты у нас самая красивая, умная, способная» - говорить не правильно. Нужно сказать: «Молодец, ты очень аккуратно раскрасил картинку», «Ты меня сегодня порадовал, быстро собрал все игрушки», «Мне понравилось, как ты рассказал стихотворение».

         8. Обзывание, высмеивание.

          «Плакса – вакса», «Не будь лапшой», «Ты глупый мальчишка», «Какой же ты, лентяй». Всё это – лучший способ оттолкнуть от себя ребёнка. Ни в коем случае нельзя обзывать, оскорблять ребёнка. Оценивать можно только совершённое действие или поступок. Можно сказать: «Мне не приятно, что у нас в группе беспорядок», «Мне обидно, потому что сломана новая кукла».

«Не послушалась – пеняй на себя».   На нотации дети не обращают внимания, в лучшем случае, они перестают нас слышать, возникает то, что называют «Психологическая глухота».

 

Упражнения на развитие эффективного общения

 

  1. «Один стул»

Двум и более участникам предлагается договориться о том, кто сядет на этот стул.

  1. «Эмпатия»

Все члены группы слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу типа: «Вот и закончился ещё один день». Затем каждый по очереди называет одно или несколько чувств, которые, по его мнению, испытывает говорящий.

    3. «Ориентация в педагогическом общении»

Каждому из участников предлагается ответить на два вопроса:

  • какие качества способствуют педагогическому общению?
  • Какие ваши качества затрудняют педагогическое общение?

Таким образом, создаются дополнительные условия для самодиагностики возможность найти общее в сфере педагогического  общения среди членов группы.

 

    Данные приемы и упражнения  значительно повышают эффективность общения педагога с дошкольниками.

Категория: Мои статьи | Добавил: detdom (25.01.2012)
Просмотров: 1418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024