Технология педагогического общения
Детство – не подготовка к жизни,
а сама жизнь, и ребенок –
не будущий человек, а просто человек,
бладающий свободой быть и стать,
человек, за которого и перед
которым
мы ответственны.
Франсуаза Дальто.
Изучение проблемы педагогического
общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе
интенсивного развития и совершенствования дошкольного воспитания приобретает
особую актуальность. Проблема «стилей общения» педагога с детьми была впервые
поставлена за рубежом американским психологом
К. Левиным.
Педагогическое общение рассматривается
широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и
разнообразные приёмы воспитательного воздействия, так и отношения педагога к
детям.
Н.Е. Щуркова предлагает следующие
характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).
Дистанционная
позиция – определение расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь
можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».
Дистанция «далеко» означает отсутствие
искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей.
Педагог, избравший дистанцию «близко», -
друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Дистанция «рядом» предполагает уважительное
отношение к своим профессиональным
обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.
Уровневая позиция – характеризует иерархическую связь педагога и
воспитанника в их взаимодействие, т.е. это расположенность субъектов друг к
другу «по вертикали»: «на», «под», «на равнее». Для положения «над» характерно
административное давление на ребенка, т.к. «он мал, не опытен, неумел».
Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства
в процесс развития ребенка. Педагог «превращается в обслуживающий персонал»,
потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание Человека
в ребенке и педагоге, при этом характерно взаимное уважение. Только в исключительных
случаях педагог позволяет себе занять позицию «над».
Кинетическая позиция - предполагает
положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в
совместном движении к цели «впереди», «сзади», «вместе».
Позиция
«впереди» выражает авангардную роль педагога, т.е. он ведет за собой своих
воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба
субъекта вырабатывают стратегию совместного действия для достижения общей цели.
В главном - педагог « впереди», в
мелочах «сзади», в целом – «вместе».
На
современном этапе возрастают требования к педагогу и его «коммуникативной
культуре». Для воспитателя легче общаться с детьми, а выступление на
педагогическом совещании, семинарах вызывают трудности. Часто наблюдается
эмоциональная скованность, волнение. Поэтому педагогу необходимо развивать коммуникативные
способности через круглые столы, практические семинары, на которых обсуждаются
вопросы:
-Как
можно поправить отношения, если они зашли в тупик?
-Как
построить нормальные отношения с ребёнком?
-Как
заставить его слушаться?
На эти
«вечные» вопросы даёт ответ практическая психология.
«Проблемные», «трудные», «непослушные»
и «невозможные» дети,
Так
же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат
неправильно сложившихся отношений взрослого и ребёнка. Стиль общения, который
лежит в основе нашей беседы гуманистический. Он противостоит авторитарному
стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в общении с детьми.
Гуманизм воспитания основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании
закономерностей и развитии его личностей.
Что же мешает правильному пониманию
ребенка, правильному стилю общения педагога?
- Приказы,
команды.
«Сейчас
же перестань!», «Убери», «Быстро в кровать!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше
не слышала».
В этих категоричных фразах ребёнок слышит
нежелание взрослых вникнуть в его
проблему. Такие слова вызывают чувство бесправия, неуважения к самостоятельности ребёнка.
2. Предупреждения, предостережения,
угрозы.
«Если ты не прекратишь плакать….», «Смотри,
как бы не стало хуже», «Ещё раз это повториться….». Угрозы бессмысленны, если у ребёнка сейчас
неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.
Угрозы и предупреждения плохи ещё и тем,
что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
Тогда некоторые взрослые от слов переходят к делу и быстро проходят путь от
слов, от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестким.
3.Мораль, нравоучение, проповеди.
«Ты обязан вести себя как подобает», «Ты
должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового,
ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они
чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, а чаще скуку.
Дело в том, что моральные устои
воспитываются в детях ни столько словами, сколько окружающей средой, подражанием
взрослым.
Если же ребенок нарушает «нормы
поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то так же в группе или
похожим образом.
Если
эта причина отпадает, то скорее всего ребенок выходит «за рамки» из-за своей
внутренней неустроенности, эмоционального благополучия.
Значит ли это, что с детьми не надо
беседовать о моральных нормах и правилах поведения.
Совсем
нет. Однако делать это необходимо в спокойные минуты, а некогда разгорается
конфликт. В последнем случае это только подливает масло в огонь.
4. Советы, готовые решения.
«Я бы на твоем месте дал сдачи», «По - моему нужно подойти извиниться», «А ты
возьми и скажи», «Почему бы тебе не попробовать».
Как правило, мы не скупимся на
подобные советы. Часто приводим в пример себя: «Когда, я была маленькая…».
Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они восстают:
«Ты так думаешь, а я по другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!». Что
стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать
решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. Такая
позиция взрослых – «Свысока» раздражает детей, а главное не оставляет у них
желания рассказывать больше о своей проблеме. Детям – надо самим принять
решение, а взрослым подвести детей к решению. Это путь к развитию
самостоятельности!
5. Нотации, «Лекции».
«Пора бы знать,
что перед едой надо мыть руки», «Без
конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»,
«Сколько раз тебе говорила!»
Не послушалась – пеняй на себя». На нотации дети не обращают внимания, в
лучшем случае, они перестают нас слышать, возникает то, что называют
«Психологическая глухота».
6. Критика, выговоры, обвинения.
«Опять всё сделал не так», «Всё из - за тебя», «Вечно
ты так». Вы наверно согласны с тем, что никакой воспитательной роли такие
фразы сыграть не могут. Они вызывают у
детей активную защиту: ответное нападение, озлобление, уныние, подавленность. В
этом случае у ребёнка формируется низкая самооценка. Он начинает думать, что он и в самом деле
плохой, что он неудачник. А это порождает новые проблемы.
7. Похвала.
Хвалить так же, как и ругать, нужно не самого
ребёнка, а его поступок, т.е. совершённое действие. «Молодец», «Ну ты просто
гений», «Ты у нас самая красивая, умная, способная» - говорить не правильно.
Нужно сказать: «Молодец, ты очень аккуратно раскрасил картинку», «Ты меня
сегодня порадовал, быстро собрал все игрушки», «Мне понравилось, как ты
рассказал стихотворение».
8. Обзывание, высмеивание.
«Плакса – вакса», «Не будь лапшой»,
«Ты глупый мальчишка», «Какой же ты, лентяй». Всё это – лучший способ
оттолкнуть от себя ребёнка. Ни в коем случае нельзя обзывать, оскорблять
ребёнка. Оценивать можно только совершённое действие или поступок. Можно
сказать: «Мне не приятно, что у нас в группе беспорядок», «Мне обидно, потому
что сломана новая кукла».
«Не послушалась – пеняй на себя». На нотации дети не обращают внимания, в
лучшем случае, они перестают нас слышать, возникает то, что называют
«Психологическая глухота».
Упражнения на развитие эффективного
общения
- «Один стул»
Двум
и более участникам предлагается договориться о том, кто сядет на этот стул.
- «Эмпатия»
Все члены группы слушают одного из участников, который
говорит эмоционально окрашенную фразу типа: «Вот и закончился ещё один день».
Затем каждый по очереди называет одно или несколько чувств, которые, по его
мнению, испытывает говорящий.
3. «Ориентация в педагогическом общении»
Каждому из участников предлагается
ответить на два вопроса:
- какие качества
способствуют педагогическому общению?
- Какие ваши качества
затрудняют педагогическое общение?
Таким образом, создаются
дополнительные условия для самодиагностики возможность найти общее в сфере
педагогического общения среди членов
группы.
Данные приемы и упражнения значительно повышают эффективность общения педагога
с дошкольниками. |