Муниципальное образовательное учреждение для детей –
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детского дома №3»
Консультация на тему:
"Наказывая, подумай зачем"
Подготовили:
Мартьянова
Е.В., педагог-психолог
Хохлова Л.И., педагог-психолог
Новокузнецк, 2010г.
Не забудем же слова, давно сказанные:
«Все есть яд, и все есть лекарство.
Тем или другим делает только доза».
В. Леви
Цель: Предоставить возможность расширить
знания о правилахи приемах наказания
детей дошкольного возраста.
У ребёнка представления о мире ещё не
сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – помочь
ориентироваться в ещё не понятном для него мире, объяснить, что опасно и
непозволительно, что допустимо и даже необходимо для малыша. Чтобы научить
этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться. Поэтому
предлагаем выполнить тест «Можно и нельзя»
Внимательно прочтите и
оцените предложенные ситуации.
Как вы считаете, можно ли
наказывать ребенка в данных ситуациях?
Отметьте значком выбранный
вами вариант ответа.
Ситуация
Наказание невозможно
Наказание возможно
Ребёнок
болеет
Перед
сном
Сразу
после сна
Во
время еды
Во
время занятий
Во
время игры
Непосредственно
после душевной или физической травмы
Ребёнок
искренне старается что–тосделать, но
у него не получается
Воспитатель
находится в плохом настроении
Так
что же такое дисциплина? Дисциплина – это система определённых запретов,
необходимая ребёнку для защищённости. За «нельзя» взрослых скрывается забота о
детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной.Ребёнок ещё мал и много не знает, вокруг него
существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного,но и много опасного. Только взрослый с помощью
дисциплинарных мер может обеспечить безопасность дошкольника. Ребенок понимает,
что это – забота о нём.
Что происходит, если нельзя всё?
Тогда ребёнок рано или поздно узнаёт, что тот или иной запрет был
неверным.Дошкольник начинает думать,
что взрослый не справедлив к нему. Он рассматривает каждую просьб у или требование
как навязанную ему повинность и активно сопротивляется, а иногда специально
делает всё наоборот.
Что же происходит, когда всё
можно?Тогда ребёнок думает, что
взрослые не предостерегают, всё разрешают.Амы знаем, скольковокруг много опасного! Не осторожный ребёнок
может травмироваться, причинить сам себе вред.
Как найти золотую середину? Что можно, а что
нельзя запрещать ребенку – дошкольнику? Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге
«Общаться с ребенком. Как?» советуют создать для себя систему запретов,
разделив все «можно» и «нельзя» на цветовые зоны.
Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде. Желтая зона – действия, в которых
ребенку предоставляется относительная свобода, можно действовать по
собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т.к.
именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при
каких обстоятельствах.
Если существуют запреты, то возникает вопрос о
наказаниях. Проанализируем основные формы воздействия на детей: «Ругать» - это повышение голоса, крик, бессилие
взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность. Любой
крик - это стресс для нервной системы ребенка. В состоянии стресса ребенок не
слышит запрета, а слышит, что его не любят. Ответная реакция – страх,
замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку, он просто к нему привыкает.
Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности.
Запреты очень важны для формирования у детей
социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным уверенным голосом. Шлепки
вселяют в ребенка страх.
Боясь наказания, ребенок может начать лгать и
обманывать взрослых, а если факт наказания слишком расстраивает детей, они
могут забыть, за что их наказывают.
Надо помнить, что основная цель наказания -научить ребенка правильно поступать под
действием внутреннего контроля.
Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок
выводиться из группы сверстников или из игры на определенный период времени.
Должно быть специальное место – «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения
взрослого. Желательно оговаривать заранее время изоляции (пока пересыплется
песок в часах). Пересыпание песка, становится для него периодом успокоения,
дает ему возможность справиться со своими эмоциями. Есть занятия любимые всеми
детьми и отказ ребенку станет сильным переживанием для него. Конечно же, это
наказание довольно ощутимое, но не обидное и не оскорбительное.
Лишение приятного - наиболее приемлемый способ
регулирования поведения ребенка. Наказывать лучше, лишая ребенка хорошего, чем
делая ему плохое.
·Общайтесь с ребёнком «глаза в глаза», на уровне роста
ребёнка, уверенным голосом.
·В особых ситуациях необходимо брать ребёнка за плечо,
руку, останавливая его действия.
Наказание
лучше действует, когда:
·Оно применяется сразу после проступка, а не спустя
некоторое время.
·После проступка всегда следует наказание.
·Наказание сопровождается объяснением того, почему
ребёнка наказали и что должен делать ребёнок, чтобы его не наказывали в
будущем.
·Важно, чтобы у ребенка были добрые, тёплые отношения с
человеком, применяющим наказания.
·Очень важно помочь ребёнку исправить ситуацию.
Спросить его: «Давай подумаем: как это исправить?»
Известно,
что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной
ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные
ситуации, обсудить их и попытатьсяпонять, что испытывает ребёнок в том или другом случае.
Упражнение «Разыгрывание ситуаций»
Педагогам
предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно с педагогом-психологом
обсудить возможные варианты решений.
Ситуация 1
Во
время обеда ребенок возит по столу чашку, полную компота. Воспитатель делает
ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» Ребенок делает вид, что не заметил этих
слов. Воспитатель повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей компот!» Ребенок
молча продолжает свои действия и длится это до тех пор, пока он наконец не
обольет себя и рядом сидящего липким компотом.
Как
в данном случае поступить воспитателю?
Как
себя вести, если:
Вместо
сока, ребенок пролил тарелку горячего супа;
Эта
ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом?
Ситуация 2
Во
время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится,
шепчется. Воспитатель делает замечание. Ребенок затихает. Но как только воспитатель
выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим
детям и мешает им спать.
Как
поступить воспитателю?
Что
делать если:
Ребенок
тихо поет сам себе колыбельную песню?
Ребенок
молча лежит с закрытыми глазами?
Педагог-психолог
предоставляет возможность педагогам предложить свои ситуации и совместно найти
решение.
Правила поведение взрослого при
воспитании детей
1. Нельзя унижать ребенка.
Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок
начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате
может вырасти глубоко несчастный человек.
2.Никогда не нужно угрожать.
Угрозы заставляют ребенка
бояться и ненавидеть угрожающего ему
взрослого. От угроз ребенок
не перестает вести себя кое-как, а если и
перестает, то только в
присутствии этого взрослого, но потом
обязательно «отрывается».
3.Не следует вымогать обещания.
Обещание, как и угроза, относится к
будущему – когда оно еще
Наступит. А ребенок живет
настоящим.
4.Неразумно требовать немедленного повиновения.
Ребенок
неробот и не зомби. Ему нужно время,
чтобы понять и
принять ваши
наставления. Даже в безоговорочных обязанностях
должна
оставаться иллюзия самостоятельности.
5.Не нужно допекать, опекая.
Иначе ребенок никогда не почувствует, что может
сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того,
излишняя опека приучает ребенка к мысли, что не напрягаться – и так все для
тебя сделают.
Литература
1. Белкин А.С. Проступки
можно предупредить/А.С. Белкин. – М.: Просвещение,
2008. – 197с.
2. Гордин, Л.Ю. Поощрение и
наказание в воспитании детей/ Л.Ю. Гордин. – М.:
Педагогика, 1991. – 195с.
3. Статья их журнала «Старшей
воспитатель»
Каралашвили Е.А. Наказывая, подумай
зачем!/Е.А. Каралашвили – М.: ЗАО