Детский дом №3
Понедельник, 02.12.2024, 16:01
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация педагогов-психологов

       Изучая особенности личностного развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Особенности речевого развития детей с ОНР сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

    Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

    Психологи Волковская Т.Н. и Юсупова Г.Х. в  зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольниками с ОНР,  разделили их на три группы. Дети первой группы не демонстрируют переживания речевого дефекта, у них не отмечается трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения. У детей второй группы наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к невербальным средствам общения, демонстрируют умеренное переживание дефекта. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности. У детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, у них зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользуются вербальными средствами, на психологических занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.

    Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоции в деятельности дошкольников с ОНР. Трудности, которые встречают дети при  выполнении заданий, часто вызывают у них эмоциональные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на  действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Это приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н.Л. Белопольская).

     Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем понимании эмоций. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинках персонажей.

    Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью образов – представлений. Вместе с тем  следует отметить, что дети с ОНР достаточно успешно выделяют на картинках причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.

    У дошкольников с ОНР наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. Нередко у дошкольников с ОНР отмечается состояние беспокойства, тревожности.

    Для детей с ОНР присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

    Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

     Таким образом, учитывая особенности эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с ОНР, педагоги должны избирать те средства, которые способствуют предупреждению стойких нежелательных отклонений у дошкольников  с общим недоразвитием речи.

Категория: Мои статьи | Добавил: detdom (16.12.2011)
Просмотров: 1218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024