Изучая особенности личностного развития
дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств
общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе
сверстников. Особенности речевого развития детей с ОНР сочетаются с нарушениями
коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении,
несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь),
особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Личность ребенка с ОНР характеризуется
специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка,
коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной
степени выраженности.
Психологи Волковская Т.Н. и Юсупова Г.Х. в зависимости от уровня коммуникативных
нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольниками с ОНР, разделили их на три группы. Дети первой
группы не демонстрируют переживания речевого дефекта, у них не отмечается
трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействуют со взрослыми и
сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения. У детей
второй группы наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с
окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать
односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к
невербальным средствам общения, демонстрируют умеренное переживание дефекта. Взаимодействие
носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми
старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности. У детей
третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от
общения, замкнутости, у них зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка.
Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользуются
вербальными средствами, на психологических занятиях в речевой контакт вступают
только после длительной стимуляции. Играть они предпочитают в одиночку. У них
не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений
кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.
Существенно отметить своеобразие проявлений
регулирующей роли эмоции в деятельности дошкольников с ОНР. Трудности, которые
встречают дети при выполнении заданий,
часто вызывают у них эмоциональные вспышки. Такие реакции возникают не только в
ответ на действительные трудности, но и
вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Это приводит к формированию у
них заниженной самооценки (Н.Л. Белопольская).
Недоразвитие эмоциональной сферы
проявляется в худшем понимании эмоций. Собственные простые эмоциональные
состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинках персонажей.
Можно предположить, что эти проявления
трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью образов –
представлений. Вместе с тем следует
отметить, что дети с ОНР достаточно успешно выделяют на картинках причины
эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно
отсталым дошкольникам.
У дошкольников с ОНР наблюдается отставание
в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются
эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и
контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто
немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Незначительный повод
может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию,
неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по
отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. Нередко у
дошкольников с ОНР отмечается состояние беспокойства, тревожности.
Для детей с ОНР присуще отставание в
развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией
движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности
выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети
с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении
двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают
последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается
недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Таким образом, учитывая особенности
эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с ОНР, педагоги должны избирать
те средства, которые способствуют предупреждению стойких нежелательных
отклонений у дошкольников с общим
недоразвитием речи. |