В
настоящее время мы с вами, работая по программе дошкольного образования «От
рождения до школы», работаем над реализацией Федеральных государственных
требований, предъявляемых к освоению общеобразовательной программы дошкольного
образования. Государственные требования
в настоящий момент представляют собой интегрированные качества, которыми
должен обладать дошкольник.
Эти
качества являются результатом образовательной деятельности, которая в свою
очередь тоже носит интегрированный характер. В Федеральных Государственных
Требованиях данные интегративные качества собраны в так называемый портрет
выпускника…(приложение).
Если вчитаться внимательно в программу, то в разделе программы выделены, как планируемые
промежуточные результаты освоения Программы, так и итоговые результаты. В ФГТ
предусматриваются итоговые и промежуточные результаты на каждом возрастном
этапе.
Промежуточные
результаты освоения программы формулируются в соответствии с ФГТ, через
раскрытие динамики формирования интегрированных качеств воспитанников в каждый
возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей и
оценивается к 6 годам. Итоговые результаты освоения программы описывают
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести при успешном
освоении Программы к 7 годам.
Но
возможно мы отнесемся к этим результатам критически, т.к. можно выделить ряд
принципиальных моментов:
1.
Поскольку качества являются системными
образованиями, характеризующими развитие ребенка, деление их на личностные,
физические и интеллектуальные весьма условно.
2.
Приоритет в
дошкольном возрасте принадлежит личностным качествам ребенка. Они должны
формироваться в ходе реализации всех образовательных областей и как видно из
портрета выпускника дошкольного образовательного учреждения доминируют к 7
годам.
3.
Качество
«активный» должно открывать перечень личностных качеств, т.к. без активности не
будет успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования. Но возможно к этим
результатам отнесемся критически т.к. например качество «любознательность,
активность» для каждого конкретного ребенка индивидуально, а инструментария по
измерению такого качества не создано.
4.
Одни и те же
качества могут формироваться в ходе реализации разных образовательных областей
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. Однако их
повторяемость не недостаток, а скорее достоинство - проявление интегрированности содержания
Программы.
Если
внимательно изучить результаты
разработанные «Институтом стратегических исследований образования», то мы
увидим, что эти показатели наполнены определенным содержанием. Мы с вами, в
ходе дальнейшей работы по программе, тоже должны наполнить внутренним
содержанием данные в программе критерии.
Каждое
образовательное учреждение, в том числе и наш «Детский дом №3», разрабатывая и утверждая собственную образовательную программу, обязано принимать на себя ответственность за
результаты образовательной деятельности, т.е. мы должны будем обеспечить
достижение каждым выпускником качеств соответствующих портрету выпускника дошкольного образовательного учреждения на основании Федеральных Государственных
Требований.
Изучая современные требования к
уровню подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, необходимо
проанализировать данную проблему в историческом аспекте.
В 60-е годы в школу набирали детей по календарному возрасту (7
лет). Уже в эти годы Усова
Александра Платоновна и Венгер Леонид
Абрамович обозначили проблему -
готовности детей к обучению в школе. Причиной и своеобразным толчком к этому
было создание программы для начальной школы, которая была более сложного
уровня.
Появилась
книга Натальи Андреевны Завьяловой «Готовимся к школе», в которой впервые был
поднят вопрос преемственности. Наталья Андреевна разработала и предложила конкретные
рекомендации родителям будущего первоклассника.
Перед
началом учебного года.
1.Зайти
в школу (войти в класс, посидеть за партой и т.д.)
2.Познакомиться
с учительницей.
3.Рассказать
учителю об индивидуальных особенностях
своего ребёнка.
В
свою же очередь учитель должен дать советы родителям.
4.Чем
полезно позаниматься в последние дни перед школой
(поупражняться
в умении быть школьником)
Особенно
важно приучить ребёнка к
самостоятельности.
Самостоятельность
– это самое главное, что должно быть выработано у будущего ученика (ребёнок без
подсказки извне может принимать решения готов отвечать за последствия своих
поступков, он может помыть руки, пообедать в школе, его не надо заставлять
делать уроки). Мама перестаёт быть няней для ребёнка.
2080 - 2090 годы.
Амоношвили Шалва
Александрович утверждает то, что ребёнок
готов к обучению в школе с 6 лет.
Это
утверждение привело к широкой дискуссии всех специалистов (психоневрологов,
физиологов, психологов).
После
глубокого обследования психологов пришли к такому выводу, имеются
психологические различия между девочками и мальчиками.
Девочки 6 лет, в сравнении с их сверстниками
мальчиками имеют более развитый общий, вербальный и невербальный
компонент интеллектауального развития. Слуховая и, зрительно -
пространственная память лучше развита у девочек. Что касается мотивационной
готовности детей к школе, то мотивация
учебной деятельности значительно выше у
девочек, чем у мальчиков. Мальчики более агрессивны, чем девочки, и тревожность
у них гораздо выше.
Т.о. девочки более адаптированы
и более готовы к обучению в школе с 6 лет,
а мальчики нет. Мальчики в этом возрасте как бы «засыпают», «затихает»
их познавательная активность. Они больше
играют с конструктором, машинками, в подвижные игры. Всё чаще и чаще звучит высказывание: «У детей
отнимается детство на 1 год, дайте детям доиграть».
Пиаже
утверждает, что именно с 7 лет ребёнок становится способным к сотрудничеству.
Он может понять не только свою точку зрения, но и точку зрения другого
человека. Он умеет рассуждать, анализировать ситуацию перед тем, как
действовать.
2095 - 2096 годы.
В
эти годы особое внимание обращается на социальную зрелость будущего школьника,
его интеллектуальнаую, личностную и физическую готовность к обучению в школе. Но большое количество (50%) детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать детский
сад, а это значит не получают достаточного опыта общения со
сверстниками. С ними не занимаются специалисты дошкольного образования
(логопеды, психологи, музыкальные руководители и т.д.). Всё больше и больше
появляется социально неблагополучных семей. Дети поступают в школу с педагогической
запущенностью. С целью выравнивания
стартовых возможностей дошкольников перед поступлением в школу и чтобы как-то решить эту проблему
появляются группы кратковременного пребывания
дошкольников при библиотеках,
домоуправлениях, больницах, где дети
танцуют, рисуют, занимаются, а главное общаются со сверстниками.
На протяжении всего этого
периода времени по-прежнему остаётся актуальным вопрос: «Нужно ли ребёнка
учить писать и читать?» или достаточно того, что у ребёнка развиты все
психические процессы и произвольность. Он умеет слушать инструкцию взрослого, а
главное слышать и выполнять задание учителя,
задавать вопросы. Т. е. быть готовым учиться в школе. |