Застенчивый невидимка
консультация для
воспитателей
Авторы: педагоги – психологи
Хохлова Л.И., Мартьянова Е.В.
Проблема замкнутых детей в наши дни очень
актуальна. Замкнутость – нарушение, проявляется в сужении круга общения,
уменьшении возможности контакта с окружающими людьми, в возрастании трудностей
при установлении новых социальных отношений, т.к. замкнутый ребенок хочет, но
не знает, как общаться.
Причины замкнутости: длительный стресс,
недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности
эмоциональной сферы ребенка (сверхвозбудимость, инертность психических
процессов и т.д.). Такой ребенок, не подпускает к себе других людей, чем
вызывает негативное к себе отношение, что в свою очередь усугубляет положение
ребенка. Следствием замкнутости является стеснительность, формирование страхов
и фобий.
Жалобы на застенчивость, стеснительность
детей дошкольного возраста возникают чаще всего, в связи с подготовкой их к
школе, т.е. приблизительно в 6 лет. Замкнутость мешает ребенку включиться в
коллективную деятельность.
Помочь ребенку преодолеть
застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения – задача всех
педагогов. Эта задача разрешима, но к сожалению в старшем дошкольном возрасте,
к ней приступать поздно. К моменту поступления в школу у застенчивого ребенка
уже складывается определенный стиль поведения, своеобразное положение в
обществе, он уже отдает себе самому отчет в этом своем «недостатке».
Осознание
своей застенчивости, не только не помогает, а, наоборот, мешает ребенку ее
преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко
выраженная неуверенность в себе, и заниженный уровень притязаний. Ребенок не
может победить свою застенчивость, т.к. не верит в свои силы, а то, что он
фиксирует своё внимание на этих чертах своего характера и поведения, еще
сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребенку, могут только взрослые,
причем, чем раньше они начнут это
делать, тем лучше. Прежде всего, рассмотрим истоки застенчивости, ее проявления
у детей в разном возрасте и в различных ситуациях. Застенчивость выступает в
поведении ребенка достаточно рано. Нередко ее предпосылки прослеживаются уже в
раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют
поведение ребенка. Предпосылки застенчивости, беспокойство, плаксивость,
эмоциональная неустойчивость, сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и
нарушение сна. Для этих детей характерно страх перед «чужими», долго не
проходящее беспокойство и скованность в новой ситуации. Как правило, такие дети
очень привязаны к матери, болезненно переносят даже непродолжительное
отсутствие. В раннем возрасте, некоторые из перечисленных качеств, встречаются у многих малышей, но это еще не
означает, что у них обязательно появится
застенчивость. При разумной организации жизни ребенка, с учетом его
индивидуальных особенностей и при внимательном руководстве со стороны
взрослого, вполне возможно предотвратить развитие нежелательных форм поведения.
Наиболее действенной мерой является
последовательное, целенаправленное формирование навыков общения и умение
действовать совместно с другими (взрослыми и детьми).
На начальном этапе (если ребенок болезненно реагирует на чужих
людей – кричит, плачет, убегает или
замирает около взрослого, избегает смотреть на чужого и в особенности
встречаться с ним взглядом) следует постепенно расширять круг пассивного
общения. Не нужно сразу без
необходимости подходить к такому
ребенку, но можно начать разговаривать в присутствии малыша с кем – то другим.
Надо учитывать, что у некоторых детей
существует выборочная реакция на «чужих» - одни могут сильнее стесняться
громкоголосых высоких женщин, другие пугаться незнакомых мужчин (чаще, когда в
окружении ребёнка нет мужчин).
Взрослые, чтобы помочь застенчивому
ребёнку должны постепенно расширять круг его знакомств – чаще приглашать в
группу незнакомых гостей, водить на прогулку по
незнакомым улицам, на экскурсии, по лесу, чтобы он приучался спокойно
относиться к новым местам.
В связи с планомерным приобщением ребёнка к обществу у него
постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к посторонним, взрослым
и детям, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь,
появляются первые совместные действия.
Замкнутые дети часто бывают там, где
взрослые сами отличаются малообщительным характером, повышенной мнительностью,
тревожностью. Окружая ребёнка болезненно обострённым вниманием, они передают
ему тревогу, неуверенность. Подобная эмоциональная атмосфера чрезвычайно вредна
для маленьких детей и может привести не только к застенчивости, но и к более
серьёзным нарушениям вплоть до невротических реакций.
Воспитание ребёнка в условиях
гиперопёки - одна из частых причин
проявления застенчивости у малыша. 30 %
случаев появления застенчивости у детей напряжённая обстановка.
Остальные 70% застенчивых детей растут там, где к ребёнку относятся с
повышенной строгостью, требовательностью. «Ласкать детей - это баловство! Нельзя потакать ребёнку». Авторитарный
стиль поведения взрослых, требования безоговорочного подчинения принятым
нормам, атмосфера постоянных запретов приказов, где часто наказывают и редко
хвалят, почти не ласкают, бескомпромиссность, негибкое отношение к процессу
воспитания – такая обстановка не благоприятна для растущего ребёнка. При
авторитарном воспитании дети растут
скованными, эмоционально отчуждёнными стеснительными, запуганными с одной
стороны и трусливо злобными исподтишка – с другой стороны. Дети гиперопекаемые бывают скованными только
в малознакомой обстановке, то дети, воспитанные в авторитарной обстановке
застенчивы везде.
В детском коллективе тихий,
незаметный ребёнок не доставляет лишних хлопот. Внешне, спокойный, молчаливый,
послушный ребёнок, часто оценивается взрослыми положительно. Но постепенно он
оказывается в стороне от жизни группы.
Даже
среди хорошо знакомых такие дети с трудом отвечают на вопросы, стесняются
попроситься в туалет, не поняв задание, стесняются переспросить. На занятиях если отвечают, то
очень тихо, невнятно. Выступления на праздниках превращаются в муку. Элементы
соревновательности полностью парализуют их и делают их беспомощными. Таких
детей сверстники, в лучшем случае не замечают, а в худшем обращаются с ними
насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки, сладости. Слабый,
беззащитный застенчивый ребёнок не только не в состоянии дать сдачи, но и не
может даже пожаловаться воспитателю, так как скован стеснительностью перед
взрослыми и страхом перед местью обидчика. Он обычно тихо плачет в уголке. Если
воспитатель заметит, он промолчит, а высказывание педагога: «Эх ты опять тебя
обидели! Что же ты, растяпа, сдачи не
даёшь?» не только не даст положительного эффекта, но, напротив, подкрепляют
убеждённость в своей неполноценности. У некоторых взрослых бытует мнение: «Пусть
лучше будет хорошим, скромным мальчиком,
чем Аким нахалом!» Они не отличают скромности от застенчивости. Застенчивость,
основанная на неуверенности в себе – недостаток, ведущий ко многим неприятным
последствиям в развитии личности.
Работа по преодолению застенчивости
должна вестись в содружестве со всеми окружающими взрослыми постоянно и
терпеливо. Работа должна вестись в 2-х направлениях. Во – первых следует
укреплять у ребёнка уверенность в себе,
собственных силах. Во – вторых, необходимо постепенно расширять круг общения
ребёнка, формировать необходимые для этого навыки.
Застенчивого
ребёнка следует активно привлекать к выполнению различных поручений, сначала не
сложных, с которыми он заведомо справится.
Неудачи таких детей объясняются не тем, что он не знает, как
действовать, а тем что боится ошибиться, не угодить взрослому, боится, что его
будут ругать. Если взрослый будет торопить такого ребёнка, то он, как правило
вообще прекращает работу.
Давая
задание, необходимо показывать свою уверенность в успешности его действий.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его
эмоциональный настрой, и поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее
лекарство. За результат , достигнутый ребёнком, его следует обязательно
похвалить, обнять. Это удовольствие от удачного выполнения задания и радость от
похвалы поддержит ребёнка.
Важно
узнать то, в чём же «преуспевает» этот ребёнок (рисовании, изготовлении
игрушек- самоделок, может он хорошо поёт). Похвалить и предложить другим брать
с него пример. Похвала воспитателя способна изменить отношение к стеснительным
детям. А правильная организация воспитательного процесса может добиться стойких
успехов в преодолении застенчивости.
Ещё одним эффективным методом включения
застенчивых детей в коллектив является организация совместной деятельности, в которой в качестве
партнёров выступают младшие дети. Застенчивые дети их не стесняются и охотно
принимают на себя роль старшего, умелого товарища. Эта роль не доступна им в
общении со сверстниками и поэтому особенно привлекательна. Ребёнок
помогает, обучает тем действиям и
умениям, которыми овладел сам. Подчас он копирует воспитателя или другого
взрослого, наслаждается возможностью выполнить в общении столь непривычную для
него роль.
Одновременно
следует приучать ребёнка не бояться чужих взрослых. Необходимо привлекать
ребёнка к выполнению простых поручений, связанных с общением. Но в этом должен
участвовать кто-то из взрослых:
«Пойдём
в соседнюю группу за интересной книгой». Нужно, чтобы ребёнок сам обратился к
взрослому с просьбой и поблагодарил. Причём здоровается такой малыш обычно
шёпотом, а прощается громко, отчётливо, даже иногда улыбается.
|