Действия
консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций
Для того чтобы клиенту были вполне понятны предлагаемые психологом-консультантом
советы и рекомендации, а также для того, чтобы клиент смог ими с успехом
воспользоваться и добиться желаемого практического результата, при формулировке
советов и рекомендаций психологу-консультанту следует придерживаться таких
правил:
Правило 1. При формулировании советов и
рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно, как и при
интерпретации исповеди, предлагать ему не один-единственный, а сразу несколько,
по возможности – разных, советов и рекомендаций.
Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же
проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий.
Некоторые из них в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться недоступными
клиенту, что значительно снизит эффективность практического действия
соответствующих рекомендаций.
К примеру, психолог-консультант может рекомендовать клиенту
такой способ поведения, который потребует от него незаурядной силы воли и ряда
других качеств личности, которые у данного клиента могут оказаться относительно
слабо развитыми. Тогда предложенные ему рекомендация вряд ли окажутся
практически полезными и достаточно эффективными. Или, например, совет
психолога-консультанта клиенту может предполагать наличие у последнего
достаточно большого количества свободного времени, которого на самом деле у
клиента может не оказаться.
В общем случае число предлагаемых клиенту различных способов
решения его проблемы должно быть два или три, и все эти способы должны
учитывать реальные условия жизни клиента, его возможности, а также его
индивидуальные психологические особенности. Число предлагаемых способов решения
проблемы также должно быть таким, чтобы клиент был в состоянии выбрать из них
то, что его вполне устраивает и полностью подходит для него.
В этой связи психологу-консультанту необходимо еще до того,
как он начнет предлагать ему практические рекомендации, хорошо узнать клиента
как личность.
Правило 2. Психологу-консультанту
следует предлагать клиенту не только советы как таковые, но также и собственные
оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в
решении возникшей проблемы.
Речь идет о том, что клиент должен иметь достаточно полную
информацию о каждой конкретной рекомендации, предлагаемой
психологом-консультантом, т.е. знать, чего ему будет стоить
следование той или иной рекомендации и с какой степенью вероятности такое
следование приведет к решению волнующей его проблемы.
После того как психолог-консультант предложил клиенту
альтернативные советы по решению его проблемы, в голове у клиента (в силу его
психологической, профессиональной неподготовленности и недостаточности
жизненного опыта, а также по причине избыточности полученной от консультанта
информации) далеко не сразу складывается вполне адекватный образ ситуации.
Клиент далеко не сразу в состоянии сделать правильный выбор из числа
предложенных ему альтернатив. Более того, он, как правило, и не располагает достаточным
для этого временем. В силу указанных причин клиент не сразу может принять
нужное и верное решение.
Для того чтобы облегчить клиенту поиск такого решения,
психолог-консультант в то время, когда клиент еще размышляет над полученной
информацией, сам должен предложить ему аргументированные собственные оценки
эффективности разных способов повПринимая окончательное, самостоятельное
решение, клиент должен отдавать себе отчет в том, что если он предпочтет один
из способов поведения другим, то в результате получит какую-то выгоду и что-то
почти наверняка упустит.
Правило 3. Клиенту необходимо
предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который
он считает для себя наиболее подходящим.
Никто, кроме самого клиента, не в состоянии полностью знать
его личные особенности и условия жизни, поэтому никто, кроме клиента, не сможет
принять оптимальное решение. Правда, может ошибаться и сам клиент. Поэтому
психолог-консультант, предоставляя клиенту возможность осуществить
самостоятельный выбор, обязан все же выразить и свою точку зрения.
Одна из действенных форм оказания практической помощи в
данном случае клиенту со стороны психолога-консультанта заключается в том, что
консультант и клиент на некоторое время как бы меняются ролями: психолог-консультант
просит клиента объяснить ему сделанный выбор и обосновать его, а сам,
внимательно слушая клиента, задает ему вопросы.
Правило 4. В заключение
психологической консультации очень важно обеспечить клиента действенными
средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических
действий по решению проблемы.
Поскольку психологическое консультирования является в
основном методом самостоятельной психокоррекционной работы, рассчитанной на
собственные силы и возможности клиента, на то, что исправлять недостатки в
собственной психологии и поведении клиенту придется самому, то очень важно
обеспечить его средствами самоконтроля эффективности предпринимаемых им же
действий.
Конкретно в данном случае речь идет о том, чтобы точно
сообщить клиенту, как он на практике может проконтролировать себя, и по каким
признакам он будет судить о том, что его поведение правильное, а
предпринимаемые действия на самом деле дают положительный результат.
Правило 5. Предоставление клиенту
дополнительной возможности получения от психолога-консультанта необходимых
советов и рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы.
Это правило связано с тем, что далеко не всегда и не сразу
клиенту все бывает понятно и все без исключения полностью удается. Нередко,
причем даже тогда, когда клиент, казалось бы, все достаточно хорошо понял,
принял рекомендации психолога-консультанта и уже практически приступил к их
выполнению, в процессе реализации полученных рекомендаций вдруг обнаруживается
множество непредвиденных обстоятельств и дополнительных вопросов, требующих
срочных ответов.
Для того чтобы эти вопросы оперативно решались, необходимо,
чтобы клиент имел возможность постоянно поддерживать связь с
психологом-консультантом, в том числе и после завершения консультации и
получения нужных рекомендаций. А для этого психологу-консультанту необходимо,
расставаясь с клиентом по завершении консультации, точно сообщить ему, где и
когда он – клиент – сможет при необходимости получить от него нужную
оперативную помощь.
Правило 6. Прежде чем завершить работу
и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно,
психолог-консультант обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял
правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном
направлении.
Для того чтобы практически убедиться в этом, в конце
консультации желательно вновь предоставить слово клиенту и попросить его
ответить на следующие, например, вопросы:
1. Все ли для вас понятно и убедительно?
2. Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше.
Иногда полезно задать клиенту ряд конкретных вопросов, в ответах на которые
выясняется степень понимания и принятия клиентом рекомендаций, полученных от
психолога-консультанта.
Техника
завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом
по окончании консультации
Завершающий этап психологического консультирования включает
в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с
клиентом. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов
консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по
решению проблемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предложены ему
не только в устной, но и в письменной форме.
Важно также, подводя итоги проведенной психологической
консультации, совместно с клиентом наметить продуманную программу реализации
выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее:
что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно
быть сделано клиентом. Желательно, чтобы время от времени клиент сообщал
психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема.
Все это отмечается психологом-консультантом в
регистрационной карточке клиента, причем даже в том случае, если в процессе
реализации полученных клиентом рекомендаций у него самого не возникает
каких-либо особенных проблем, и он фактически дополнительно не обращается в это
время к психологу-консультанту.
При расставании с ним клиента обычно просят о том, чтобы он
регулярно сообщал в психологическую консультацию (лучше всего – своему
психологуконсультанту), как ему удается выполнять полученные рекомендации и
каким является результат их практического выполнения.
Получение обратной информации от клиента можно
стимулировать, в частности, обещанием ему провести с ним дополнительную,
бесплатную консультацию, если он выполнит указанную выше просьбу.
В практике работы для успешного проведения психологического
консультирования важна не только правильно организованная встреча клиента в
консультации и хорошая, продуктивная, профессиональная работа с ним, но также и
продуманная процедура расставания с клиентом по завершении консультации. Весьма
существенно, чтобы клиент покинул психологическую консультацию в хорошем
настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате
реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.
|