Детский дом №3
Понедельник, 02.12.2024, 10:16
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация педагога-психолога

      У детей 2-4 лет формируется ситуативно-деловое общение со взрослым и сверстниками, в котором главное для ребенка – совместная игра с предметами. Первое ситуативно – личностное общение возникает на втором месяце жизни и остается единственным  до 6-7 месяцев. Во втором полугодии жизни возникает ситуативно – деловое общение и остается главным примерно до 3-4 лет. В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью становиться возможным внеситуативно – познавательное общение.

    Однако у детей с ОНР достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков. Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. А в некоторых случаях у детей 4-5 лет преобладает ситуативно – личностное общение, которое характерно для младенцев первого полугодия. Например, Фирсова Шура из старшей группы стремится только к физическому контакту с взрослым – обнимает, целует его, замирает от удовольствия, когда ее гладят по голове и т.д. При этом всякий разговор или совместная игра вызывают у нее смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что нужно ребенку от взрослого – это его внимание и доброжелательность. Такой тип общения нормален для 2-6 месячного малыша, но если он является основным для 5 летнего  ребенка – это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в психическом развитии. Обычно это отставание вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил необходимого ему личностного, эмоционального общения со взрослым. Как правило, это отставание наблюдается у воспитанников детских домов.

       Задержка на уровне ситуативно-делового общения до конца дошкольного периода является более типичной: Артебякин Данил  с удовольствием играет, но избегает любого разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно у малыша 2-4 лет, но у детей старшего возраста быть не должно. В этом случае можно говорить о задержке психического развития.

     Как определить, на каком уровне развития общения находится ребенок? Прежде всего, нужно наблюдать за ним. По какому поводу ребенок чаще обращается к взрослому? Требует ли оценки своих действий? Задает ли вопросы? Если вы станете свидетелем пассивного, безынициативного поведения ребенка, который подолгу занимается с предметами и не стремится к общению, следует присмотреться к нему внимательнее. Хотя такой спокойный ребенок и не доставляет хлопот, его поведение должно вызывать тревогу: скорее всего это проявляются симптомы недостаточно развитой (а может быть и отсутствующей вообще) потребности в общении.

       Если ребенок, напротив не отходит от взрослого, ждет его ласки, но при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать, это чаще всего свидетельствует о явной задержке в развитии общения.

      Попробуйте предложить ребенку на выбор разные формы коммуникации. Спросите его, что он хочет: играть с игрушками, читать сказку или просто поговорить. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению со взрослым.

      Начинать лучше с самого простого – ситуативно – делового общения, т.е. с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки – кубики, куклы, конструктор и т.д. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на его способность играть с предметами, а на умение и желание играть вместе со сверстниками. Для этого важно отмечать, учитывает ли ребенок интересы партнера, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку.

       Что делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии коммуникативных умений? Если в 3 года он не умеет играть вместе со сверстниками? Можно ли научит его общению? Да, можно. Для этого нужны специальные занятия. С этой целью психологами разработана коррекционно-развивающая программа «Ладушки – ладошки» для второй младшей группы. В основе занятий находятся совместные игры. В таких играх принимают участие несколько детей. Взрослый при этом выполняет роль организатора игры: показывает как правильно выполнять действия, следит за соблюдением правил, оценивает действия детей. В таких совместных играх ребенок приобретает коммуникативные умения:

·    Устанавливать контакты в игре.

·    Соблюдать нормы поведения.

·    Ориентироваться на партнера.

·    Сдерживать свои эмоции при неудаче.

·    Приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации.

·    Ощущать радость от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

·    Чувствовать себя включенным в общее занятие.

       Кроме того, во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.

  Литература:

1. Галигузова Т.Н. Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет»

2. Волков Б.С. Волкова К.В. «Психология общения в детском возрасте»

Категория: Мои статьи | Добавил: detdom (24.12.2012)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024