У детей 2-4 лет формируется
ситуативно-деловое общение со взрослым и сверстниками, в котором главное для
ребенка – совместная игра с предметами. Первое ситуативно – личностное общение
возникает на втором месяце жизни и остается единственным до 6-7 месяцев. Во втором полугодии жизни
возникает ситуативно – деловое общение и остается главным примерно до 3-4 лет.
В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью становиться
возможным внеситуативно – познавательное общение.
Однако у детей с ОНР достаточно часто
можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков. Бывает, что дети
до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. А
в некоторых случаях у детей 4-5 лет преобладает ситуативно – личностное
общение, которое характерно для младенцев первого полугодия. Например, Фирсова
Шура из старшей группы стремится только к физическому контакту с взрослым –
обнимает, целует его, замирает от удовольствия, когда ее гладят по голове и
т.д. При этом всякий разговор или совместная игра вызывают у нее смущение,
замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что нужно ребенку от
взрослого – это его внимание и доброжелательность. Такой тип общения нормален
для 2-6 месячного малыша, но если он является основным для 5 летнего ребенка – это тревожный симптом, который
свидетельствует о серьезном отставании в психическом развитии. Обычно это
отставание вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил необходимого
ему личностного, эмоционального общения со взрослым. Как правило, это
отставание наблюдается у воспитанников детских домов.
Задержка на уровне ситуативно-делового
общения до конца дошкольного периода является более типичной: Артебякин Данил с удовольствием играет, но избегает любого
разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно у малыша 2-4
лет, но у детей старшего возраста быть не должно. В этом случае можно говорить
о задержке психического развития.
Как определить, на каком уровне развития
общения находится ребенок? Прежде всего, нужно наблюдать за ним. По какому
поводу ребенок чаще обращается к взрослому? Требует ли оценки своих действий?
Задает ли вопросы? Если вы станете свидетелем пассивного, безынициативного
поведения ребенка, который подолгу занимается с предметами и не стремится к
общению, следует присмотреться к нему внимательнее. Хотя такой спокойный
ребенок и не доставляет хлопот, его поведение должно вызывать тревогу: скорее
всего это проявляются симптомы недостаточно развитой (а может быть и
отсутствующей вообще) потребности в общении.
Если
ребенок, напротив не отходит от взрослого, ждет его ласки, но при этом не умеет
играть, слушать сказки, разговаривать, это чаще всего свидетельствует о явной
задержке в развитии общения.
Попробуйте предложить ребенку на выбор разные
формы коммуникации. Спросите его, что он хочет: играть с игрушками, читать
сказку или просто поговорить. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает
совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение. Выбор
новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение
разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению со
взрослым.
Начинать
лучше с самого простого – ситуативно – делового общения, т.е. с совместной
игры. Для этого подходят любые игрушки – кубики, куклы, конструктор и т.д.
Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на его способность играть с
предметами, а на умение и желание играть вместе со сверстниками. Для этого
важно отмечать, учитывает ли ребенок интересы партнера, увлечен ли он
совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку.
Что
делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии
коммуникативных умений? Если в 3 года он не умеет играть вместе со сверстниками?
Можно ли научит его общению? Да, можно. Для этого нужны специальные занятия. С
этой целью психологами разработана коррекционно-развивающая программа «Ладушки
– ладошки» для второй младшей группы. В основе занятий находятся совместные
игры. В таких играх принимают участие несколько детей. Взрослый при этом
выполняет роль организатора игры: показывает как правильно выполнять действия,
следит за соблюдением правил, оценивает действия детей. В таких совместных
играх ребенок приобретает коммуникативные умения:
· Устанавливать контакты в игре.
· Соблюдать нормы поведения.
· Ориентироваться на партнера.
· Сдерживать свои эмоции при неудаче.
· Приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации.
· Ощущать радость от совместной деятельности со
сверстниками и взрослыми.
· Чувствовать себя включенным в общее занятие.
Кроме того, во время игры замкнутые и
стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.
Литература:
1. Галигузова Т.Н. Смирнова Е.О. «Ступени общения: от
года до семи лет»
2. Волков Б.С. Волкова К.В. «Психология общения в детском
возрасте»
|