Консультация
для воспитателей
Как сформировать комфортные отношения
в
группе детского дома?
Последние социологические
исследования проведенные среди родителей и воспитателей показали, что самыми
ценными качествами детей и те и другие считают доброту и отзывчивость. Все
образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел
«Нравственное развитие», нацеленный на формирование этих качеств в ребенке. Наиболее распространенными
стратегиями нравственного воспитания являются объяснения, чтение литературы,
приведение положительных примеров, поощрение правильных и осуждение
неправильных действий детей. С помощью этих методов у ребенка формируются
моральные суждения и представления.
Однако правильные, моральные суждения и оценки ребенка не всегда
вызывают соответствующее поведение. Так, прекрасно понимая, что помогать и
делиться – хорошо, в реальной ситуации ребенок может действовать исключительно
«в свою пользу» и никогда не уступать другому. Это происходит потому, что он
действует не в соответствии со своими представлениями, а на основе чувственных
впечатлений и не посредственного опыта.
Главной задачей нравственного воспитания
маленьких детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а
не приобретение детьми знаний о правильном поведении.
Поэтому детей нужно учить о собственных
переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти
приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и
достижениях.
Исходя их этих положений, мы разработали программу коррекционно –
развивающих занятий «Азбука общения» для детей 4-6 лет. Главной целью программы
является формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста. При
этом решаются следующие задачи:
1. Развивать у детей умение распознавать
основные эмоции.
2. Формировать навыки вербального и
невербального общения.
3. Помочь дошкольникам развивать навыки
конструктивного общения со сверстниками.
В результате работы по программе
привлекается внимание ребенка к сверстнику и его проявлениям: внешности,
настроениям, движениям, действиям, поступкам. Через это происходит
улучшение взаимоотношений между детьми в
группе.
По данным зарубежных и отечественных
психологов, дети, лишённые постоянного контакта с родителями, растут в дефиците
личностного общения. Дети привыкают жить по инструкции, подчиняясь решениям
взрослого, а в результате не способны сами осуществлять выбор, что-то
самостоятельно решать. Дети – деприванты
часто становятся жестокими, агрессивными, им присуща нетерпимость к
другим, слезливость, обидчивость, негативизм. Они не умеют решать конфликты,
признавать свою вину, уважать чужое мнение, слушать и понимать других людей не
замечают настроения окружающих, не могут
понять их чувств и переживаний.
Встала необходимость разработки коррекционно – развивающей
программы «Давайте жить дружно» для
детей подготовительной к школе группы.
Цель: формирование навыков эффективного
общения и развитие познавательных процессов.
В результате работы по программе
разовьются способности выразить свои чувства, контролировать свой гнев и
проявлять агрессию в игровой форме, умение сопереживать и брать на себя
ответственность за свои поступки, умение договариваться и сотрудничать. Все эти
качества будут способствовать лучшей адаптации детей к школе.
Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.
Если вам сложно отказаться от оценок, постарайтесь оценивать не самих детей, а
лишь их отдельные действия.
Проводить упражнения улучшающие
взаимоотношения между детьми в группе может не только педагог-психолог, но и
воспитатель.
Педагоги – психологи:
Мартьянова Е.В., Хохлова Л.И.
|