Детский дом №3
Понедельник, 02.12.2024, 15:42
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [23]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Элементарные математические представления
Для написания программы мониторинга «Элементарные математические представления в подготовительной группе» использовала методические рекомендации В.А.Козловой «Математика для дошкольников».
Пояснительная записка
Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая среда, На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности:
в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет;
•    чтобы  елочные  гирлянды  были  одинаковыми,  нужно нарезать равные
полоски бумаги;
•    угощая кукол чаем, надо перед каждой поставит чашку»
И многое, многое другое.
Обучению дошкольников началам математических представлений должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:
началом школьного обучения;
обилием информации, получаемой ребенком;
•    повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс
обучения более интенсивным;
стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи;
•    желание родителей вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо
ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные
ситуации,    с    которыми    они    сталкиваются    в    жизни,    принимать
самостоятельные решения.
В связи с этим цель моего диагностического инструментария - определение уровня  знаний,  умений  навыков  по  усвоению  программного  материала  по математике у детей подготовительной к школе группе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
сформировать представление о числе, как о точке числовой прямой;
сформировать навык счета;
сформировать навык измерения различных величин;
•    сформировать начальный чертежный навык;
сформировать представление о различных преобразованиях;
•    развивать логическое мышление.
Для решения обозначенных задач используется комплекс диагностических методов:
наблюдения,
беседы с детьми;
диагностические игровые задания,
проблемные ситуации;
контрольно-проверочные занятия.
При проведении диагностических мероприятий необходимо выполнять следующие условия:
1. используя любые методы изучения детей, стоит облекать их в привычные

для ребят формы заданий, виды деятельности;
2.    сохранение гуманных отношений между взрослым и ребенком предполагает
ориентацию на ряд требований;
диагностические мероприятия должны иметь целью не деление детей на категории, а поиск путей организации помощи и поддержки каждому ребенку в его развитии;
недопустимо формулировать серьезные выводы об успехах или нарушениях в развитии ребенка без его разностороннего обследования компетентными специалистами;
данные, полученные педагогом в ходе мероприятий педагогической диагностики, наблюдений за деятельностью ребенка, дополняются информацией, полученных от психологов и других специалистов ДОУ;
результаты любых диагностических мероприятий являются конфиденциальной информацией и могут быть использованы лишь при организации воспитательно-образовательной работы;
3.    педагогическая диагностика всегда персонально.
Определены основные принципиальные подходы к реализации программы:
принцип целенаправленности диагностики (четкое выделение объектов изучения);
принцип единства воспитания и изучения (всесторонний учет результатов изучения детей в планировании и организации деятельности каждого педагога, а сам процесс воспитания одновременно организуется и как изучение воспитанников);
принцип непрерывности педагогической диагностики (изучение коллектива и личности является постоянным процессом, так как непрерывным является и сам процесс воспитания и развития детей;
принцип соответствия тестовых заданий уровню программы;
принцип личностной (субъектной) ориентации диагностики (выявление индивидуальных особенностей детской личности);
принцип использования максимально индивидуализированных методов диагностики (наблюдение, беседа, тестовые задания) и методики, ориентированные на изучение индивидуальной логики процесса развития ребенка;
принцип комплексного характера диагностики (использование системы методов изучения детей, взаимодополняющих и уточняющих представление о каждом ребенке).
Структура программы:
1.    Формирование представлений о числе как о точке числовой прямой:
рассматривание ряда натуральных чисел и нуль (задание № 1);
закономерность построения ряда - убывает, возрастает (задание № 2);
представление о дробных и отрицательных числах (задание № 3).
2.    Формирование навыков счета:
счет в пределах до 20, 100 (задание № 4);
порядковый счет, обратный счет, отсчет, пересчет (задание № 5);
«соседние числа», правильное употребление понятий больше, меньше,
равно;
употребление соответствующих знаков (задание № 6);
состав чисел первого десятка (задание № 7, 8).
3.    Формирование навыка измерения различных величин:
•    измерение длины, площади, веса, температуры, объема, времени (задание
№9).
4.    Формирование начальных чертежных навыков:
•  знать и показывать различные виды линий - прямые, кривую, ломанную,
пересекающиеся, параллельные, луч, угол (острый, прямой) (задание №
10).
5.    Формирование представлений о различных преобразованиях::
уметь выполнять арифметические действия сложения, вычитания, деления (задание № 11);
решение и составление задач (задание № 12);
чтение и запись выражений с соответствующими знаками (задание № 13);
знать временные представления: времена года, месяцы, дни недели, части суток, прошлое, настоящее, будущее (задание № 14).
6.    Формирование геометрических представлений:
называть геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник; круг, объемные фигуры - шар, куб, цилиндр, конус (задание № 15)
различать виды многоугольников (задание № 16).
7.    Развитие логического мышления:
классифицировать по двум признакам (задание № 17);
иметь представления об истинных и ложных, частичных и общих,
утвердительных и отрицательных суждениях (задание № 18).
Критерии оценок
1-й уровень, (высокий) Ребенок самостоятельно и правильно справляется с заданием, проявляет творческий интерес, иногда  требует подсказки, состоящих из 1-2 наводящих вопросов,
2-й уровень, (средний) Ребенок затрудняется при выполнении задания, но при подсказки, состоящих из 3-х и более наводящих вопросов старается выполнить правильно.
3-й уровень, (низкий) Ребенок не может работать самостоятельно, испытывает затруднения при выполнении любых заданий, допускает грубые ошибки в ответах даже при наводящих вопросах.
Условные обозначения:
уровень - высокий - красный цвет - 3 балла
уровень - средний - синий цвет - 2 балла
уровень - низкий - жёлтый цвет - 1 балл




ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ:
Раздел № 1
Задание № 1

 


Прошел дождик, вырос грибочек. Потом вырос еще один, потом еще и еще. Число грибочков увеличивается или уменьшается?
1.    Как из числа 2 получить число 3?
Как мы его получаем?
Какое число предшествует числу 2? Из числа 3 - 4 и т.д. Есть число, следующее за числом 10? Как его можно назвать? и т.д.
2.    Как из числа 10 получить число 9, из
числа 9 - 8? и т.д.
Задание № 2
6, 3, 9,1
1. Расположи числа 6, 3, 9, 1 в порядке возрастания.
7, 3, 5, 9
2. Расположи числа 7, 3, 5, 9 в порядке убывания.
Задание № 3

Чему равно дерево с яблоками минус яблоки? (отрицательные числа)
- Покажи целый круг?
 
Покажи 1/2 круга?
Покажи 1/3 круга?
Покажи 1/4 круга?
3.    Как разделить 3 яблока на 6 детей?


РАЗДЕЛ № 2
 

 


РАЗДЕЛ № 3
Задание № 9.
Как измерить ширину, длину или высоту предмета? Измерь стол линейкой. Сколько вошло условных мерок.
Как можно измерить площадь фигуры. Измерь площадь прямоугольника.
 
Чем измеряют вес предмета? (весы, гири).
Чем измеряют температуру человека, воды, воздуха? (градусник, термометр).

РАЗДЕЛ № 4
 
РАЗДЕЛ № 5
 


 






Задание № 14
 
Покажи, на какой картинке изображено утро, день, вечер, ночь, лето, зима.
Какие времена года ты знаешь?
Назови летние месяца, зимние, весенние, осенние?
Назови дни недели?
Части суток?
Чем ты занимался сегодня, вчера?
Когда ты пойдешь в школу?


 



 



 



Групповая диагностическая карта детей подготовительной группы №.
    по разделу «Элементарные математические представления»

 
Ф.И. ребенка    г-    З а д а ч и       
     1    2    3    4    5    6    7    Р-
т       
     1    2    3    1    2    3    4    1    1    1    2    3    4    1    2    1    2            
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                            

Категория: Мои статьи | Добавил: detdom (10.12.2012)
Просмотров: 1495 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024